ГУП «Московский метрополитен» планирует существенную модернизацию системы пожарной безопасности, прежде всего на станциях и в переходах метро.

В последние годы в московском метро наблюдается стойкая тенденция к снижению количества возгораний. Их анализ за последние пять лет показывает, что основными причинами являются техническая неисправность электрооборудования, нарушение режима курения и занос источника возгорания неустановленным лицом.

Тем не менее Метрополитену г. Москвы уже 78 лет. За это время несколько раз менялось законодательство в области пожарной безопасности, ужесточались противопожарные требования. Мы отслеживаем все изменения нормативных требований в вопросах пожарной безопасности. Метрополитеном ежегодно готовится и утверждается «Программа противопожарной защиты», в которой находят отражение все противопожарные мероприятия, для внедрения которых требуются материальные затраты. Сюда входят все виды пожарных систем:

  • установки автоматического пожаротушения (АУПТ);
  • установки автоматической пожарной сигнализации (АУПС);
  • системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ);
  • системы дымоудаления, вентиляции и др.

До 2017 года I74 станции и 47 электрических подстанций Московского метрополитена должны быть оборудованы новыми или модернизированными системами пожарной автоматики

В данном вопросе большую помощь метрополитену оказывает Правительство города Москва. В 2013 году нами подготовлена «Программа комплексного оснащения устройствами автоматической пожарной защиты объектов ГУП «Московский метрополитен» на 2013—2017 годы». Данной программой предусмотрено оборудование и модернизация систем пожарной автоматики на 174 станциях метрополитена и 47 электрических подстанциях.

Московский метрополитен представляет собой огромное транспортное предприятие с большим парком электроподвижного состава, осуществляющего перевозку пассажиров. Особое внимание на метрополитене уделяется обеспечению безопасности при перевозках пассажиров и работников в случае возникновения пожара. Очевидно, что чем раньше будет обнаружен пожар, тем быстрее осуществляется его тушение. Тем самым раннее обнаружение и ликвидация пожара сводят к минимуму вероятность гибели и травм людей от воздействия опасных факторов пожара и оказывает существенное влияние на размер экономического ущерба от него.

Системами раннего обнаружения пожара оснащаются пожароопасные зоны станций метрополитена: эскалаторные наклоны, кабельные коллекторы, электрические подстанции

Сейчас на метрополитене развернута работа по оснащению эскалаторных станций системами раннего обнаружения пожара. Этой системой оснащаются пожароопасные зоны станций метрополитена: эскалаторные наклоны, кабельные коллекторы, электрические подстанции. Планируется также оснащение эскалаторов установками автоматического пожаротушения с применением безопасных для пассажиров и эффективных по применению огнетушащих веществ.

Электроподвижной состав метрополитена является основным средством перевозки пассажиров. На Московском метрополитене почти 5 тыс. вагонов. При этом в эксплуатации находятся как вагоны старых серий и их модификации, так и самые современные вагоны. Пожарной безопасности одвижного состава уделяется особое внимание. При его проектировании и строительстве в настоящее время применяются современные, менее пожароопасные конструктивные элементы и материалы, что уменьшает возможность распространения возникшего горения. Одной из составных частей данного обеспечения является эксплуатация автоматической системы обнаружения и тушения пожаров (АСОТП) «Игла» на электроподвижном составе метрополитена.

История создания АСОТП на электроподвижном составе началась в 1994 году, когда было принято решение о проведении испытания и оснащения электроподвижного состава системой автоматического пожаротушения. С 1996 года электроподвижной состав начал оснащаться АСОТП «Игла», принцип которой состоял в том, что пожароопасные отсеки оснащались самосрабатывающими огнетушителями ОСП-1 и OCП-2 (которые срабатывали при температуре 100°С и 200°С соответственно), пожарными извещателями, которые передавали машинисту сигналы:

  • о превышении температуры в защищаемом отсеке выше критического (сигнал «Пожар»);
  • о срабатывании огнетушителя OCП;
  • о понижении температуры после срабатывания огнетушителя ОСП в случае успешного тушения загорания.
Метро 1 В процессе дальнейшей эксплуатации состав АСОТП «Игла» изменялся в части расширения контроля не только за внутриобъемной температурой в пожароопасных отсеках, но и за температурой букс колесных пар электроподвижного состава. Совершенствовалась элементная база составных блоков. На смену самосрабатывающим огнетушителям ОСП пришли импульсные модули порошкового пожаротушения МПП «Буран-0,3» и «Буран-0,5», которые позвонили обеспечить автоматический запуск системы пожаротушения по сигналам от АСОТП и ручной запуск системы пожаротушения в случае выявления явных признаков горения в защищаемых отсеках (до достижения в них критических значений температуры).

В настоящее время на Московском метрополитене весь электроподвижной состав оснащен АСОТП «Игла» пяти модификаций. Последняя из них — «Игла-М5.К-Т». АСОТП «Игла-М.5K» решает задачи:

  • автоматического обнаружения пожароопасных ситуаций и пожара в объемах и блоках с оборудованием ЭПС, контроля и оповещения о месте пожара с использованием Центрального блока контроля и индикации (ЦБКИ);
  • автоматического тушения пожара в контролируемых зонах, коммутации управляющего сигнала на обесточивание вагонного оборудования;
  • оповещения о применении исполнительных средств тушения (ИСТ) с использованием ЦБКИ;
  • выдачи информации на ЦБКИ о снижении температуры в контролируемых отсеках после успешного тушения пожара;
  • выдачи информации на ЦБКИ о повторном росте температуры в случае повторного загорания;
  • отображения текущей информации на ЦБКИ;
  • хранения в энергонезависимой памяти (ЭНП) информации обо всех изменениях состояния системы с привязкой к реальному времени возникновения события;
  • возможности просмотра информации без применения специализированного оборудования;
  • самодиагностики состояния компонентов системы;
  • выключения контактора высоковольтных цепей (КВЦ) на вагоне при наличии пожароопасной ситуации в контролируемых объемах и блоках с оборудованием электроподвижного состава;
  • совместной работы с системами выполнения дополнительных функций контроля и информации.

АСОТП «Игла-М.5К» также выполняет дополнительные функции автоматического контроля за температурой букс в процессе эксплуатации электроподвижного состава на линии:

  • автоматического обнаружения нагрева букс колесных пар ЭПС;
  • формирования данных о состоянии датчика контроля температуры отдельно взятой буксы.

Система «Игла» способна тушить пожары твердых горючих материалов, горючих жидкостей и электрооборудования, находящегося под напряжением до 5000 В.

 

Информация обо всех событиях в системе отображается на дисплее блока ЦБКИ, установленного в кабине машиниста с сопровождением звуковой и световой сигнализации, и содержит серийный номер вагона, наименование отсека возникновения события, его содержание и изменения в режиме текущего времени. Система тушит пожары твердых горючих материалов, горючих жидкостей и электрооборудования, находящегося под напряжением до 5000 В.Автоматическая система обнаружения и тушения пожара «Игла-М5.К-Т» значительно снижает вероятность развития пожара на вагонах электроподвижного состава. С момента оснащения подвижного состава Московского метрополитена АСОТП «Игла» возгораний в защищаемых ею объемах не происходило, поэтому можно сделать вывод, что данная система способна эффективно защитить электроподвижной состав, а соответственно, жизнь и здоровье пассажиров от пожаров.Информация предоставлена ГУП «Московский метрополитен»

Журнал «Пожарная автоматика, 2014»
Метро 2